Теоретический тур / Задача 2
Всероссийская олимпиада школьников / 2023/2024 / Заключительный / Воронеж, Воронежская область
Северный морской путь (СМП) — часть самого северного в мире морского транспортного коридора.
Как назывался СМП до начала ХХ века? __________________________________________
Освоением акватории СМП активно занимались с XVI века. Заполните таблицу, указав данные по экспедициям, внесшим значительный вклад в исследование СМП.
Руководитель экспедиции |
Год экспедиции |
Достижение экспедиции |
Первое сквозное плавание с запада на восток
|
||
Первое сквозное плавание с запада на восток за одну навигацию |
||
Первое сквозное плавание с востока на запад за одну навигацию |
Название пролива |
Вклад экспедиции в географическую науку | Век |
В таблице приведены характеристики основных портов СМП. Заполните таблицу.
№ | Порт | Субъект РФ |
Характеристики порта |
1 |
Самый молодой порт СМП, специализирующийся на отгрузке сжиженного природного газа |
||
2 |
Находится в самом северном населенном пункте России
|
||
3 |
Ключевой транспортный узел для вывоза продукции Норильского комбината и снабжения Норильского района |
||
4 |
Является опорным пунктом базирования флота для работы на малых глубинах,
так как находится в «сердце» СМП |
||
5 |
Проект развития предполагает строительство нового глубоководного терминала в районе села Найба (в 112 км), с грузооборотом к 2032 году более 18 млн. т
|
||
6 |
Обслуживает Чаун-Билибинский промышленный узел |
Приведите любые три преимущества и три недостатка транзитной перевозки грузов из Санкт-Петербурга во Владивосток по СМП в сравнении с кратчайшим южным морским маршрутом.
Преимущества |
Недостатки |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Помимо транзитных перевозок одной из задач СМП является северный завоз. Укажите два любых типа груза, относящихся к грузам северного завоза.
- ___________________________________;
- ____________________________________.
Ответ
Северный морской путь (СМП) — часть самого северного в мире морского транспортного коридора.
Как назывался СМП до начала ХХ века? Северо-Восточный проход
Руководитель экспедиции |
Год экспедиции |
Достижение экспедиции |
Адольф Эрик Норденшельд |
1878–1879 ± 5 |
Первое сквозное плавание с запада на восток
|
Отто Юльевич Шмидт |
1932 ± 5 |
Первое сквозное плавание с запада на восток за одну навигацию |
Николай Михайлович Николаев |
1934 ± 5 |
Первое сквозное плавание с востока на запад за одну навигацию |
Название пролива |
Путешественник |
Вклад экспедиции в географическую науку |
Век |
Андрей Павлович Белобров |
|
|
|
Борис Андреевич Вилькицкий |
|
|
|
Дмитрий Яковлевич Лаптев |
|
|
|
Николай Иванович Евгенов |
|
|
|
Кондратий Курочкин |
|
|
|
Томас Лонг |
|
|
|
Степан Гаврилович Малыгин |
|
|
|
Виктор Александрович Радзеевский |
|
|
|
Яков Санников |
|
|
|
Дмитрий Васильевич Стерлегов |
|
|
|
Юлий Михайлович Шокальский |
|
|
№ |
Порт |
Субъект РФ |
Характеристики порта |
1 |
Сабетта |
Ямало-Ненецкий автономный округ / Тюменская область |
Самый молодой порт СМП, специализирующийся на отгрузке сжиженного природного газа |
2 |
Диксон |
Красноярский край |
Находится в самом северном населенном пункте России
|
3 |
Дудинка |
Красноярский край |
Ключевой транспортный узел для вывоза продукции Норильского комбината и снабжения Норильского района |
4 |
Хатанга |
Красноярский край |
Является опорным пунктом базирования флота для работы на малых глубинах,
так как находится в «сердце» СМП |
5 |
Тикси |
Республика Саха (Якутия) |
Проект развития предполагает строительство нового глубоководного терминала в районе села Найба (в 112 км), с грузооборотом к 2032 году более 18 млн. т
|
6 |
Певек |
Чукотский автономный округ |
Обслуживает Чаун-Билибинский промышленный узел |
Преимущества |
Недостатки |
более короткое расстояние |
высокая зависимость от ледовой обстановки |
меньше срок перевозки груза |
высокая зависимость от метеоусловий |
отсутствие недостатков Суэцкого транспортного узла («пробки», перегрузки, нет платы за проход) |
экономия расстояния не позволяет значимо сократить стоимость перевозок |
экономия топлива (уменьшение выбросов парниковых газов) |
инфраструктура требует модернизации (порты; ледокольный флот) |
нет пиратства |
загрязнение Арктики |
стабильная геополитическая обстановка |
|
Грузы северного завоза:
-
социально значимые продовольственные товары, или продовольствие, или еда
-
непродовольственные товары народного потребления первой необходимости
-
лекарственные средства
-
медицинские изделия
-
специализированные продукты лечебного питания
-
топливно-энергетические ресурсы
-
горюче-смазочные материалы
-
грузы для государственных и муниципальных нужд
В. А. Усков
Вы автор задания? Напишите нам.
Мы заботимся об авторских правах разработчиков заданий и работаем над восстановлением авторства заданий прошлых лет. Подробнее: Политика сайта
- ВКонтакте
Нашли ошибку? Нажмите Ctrl+Enter или напишите нам