Практический тур / Задания второй (практической) части
Всероссийская олимпиада школьников / 2021/2022 / Региональный
1. На карте отображена метеорологическая обстановка в один из дней декабря 2020 г. Информация о состоянии атмосферы у метеостанции дана на карте следующими обозначениями.
![]() |
ЛЕГЕНДА
TTtт – Температура воздуха. Целые (ТТ) и десятые доли (tт), °C РРр – Атмосферное давление, приведенное к уровню моря. Целые (РР) и десятые доли (р), гПа. Если РРр начинается с цифры:
W – Атмосферные явления в течение последнего часа или в срок наблюдения, кодируются условными знаками. |
1.1. Почему показатель атмосферного давления возможно зашифровывать трёхзначным числом?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
1.2. Обозначьте в квадратных полях центры высокого (В) и низкого (Н) давления соответствующими буквами (задание выполняется на карте).
1.3. В прямоугольных полях подпишите значения изобар. Сечение (шаг) изолиний – 5 гПа (задание выполняется на карте).
2. На карте отмечено положение атмосферных фронтов.
2.1. Соотнесите линии профилей A-B, C-D и E-F через атмосферные фронты (на карте) с их вертикальными профильными разрезами (Рисунок 5). Сориентируйте направления профилей, указав крайние точки каждого в пустых полях в нижней части рисунков.
Рисунок 5. Вертикальные профильные разрезы атмосферных фронтов
2.2. Укажите, какими погодными явлениями в это время года сопровождается прохождение:
- теплого фронта: __________________________________________________________________________________________________________________________________.
- холодного фронта: ________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.3. Определите по карте, где скорость ветра выше: над акваторией Северного Ледовитого океана или над Атлантикой в умеренных широтах? _________________________________.
По какому признаку можно сделать такой вывод?
______________________________________________________________________________________________________________.
2.4. Чем можно объяснить различие температур между метеостанциями Канин Нос и Сыктывкар?
- ____________________________________________________________________;
- _____________________________________________________________________.
3. В квадрате Х на карте вы видите обозначения направления и скорости ветра. Скорость обозначают чертами «оперения» при направлении. Одна половинная черта соответствует скорости ~2,5 м/сек.
3.1. Укажите направление ветра: _________________________________.
3.2. С какой скоростью он дует? ________________.
3.3. Этот ветер имеет определённое название. Какое? ______________________.
4. Погодные явления обозначены на карте условными знаками.
4.1. Какими условными знаками отмечены следующие погодные явления?
Гроза | |
Туман | |
Метель |
5. Карта имеет название и создана на основе картографической проекции.
5.1. Как называется карта? ___________________________________________________.
5.2. В какой проекции по поверхности проектирования она создана? _______________________________.
Примечание: карта адаптирована для целей практического тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Ответ
1. 1.1. Почему показатель атмосферного давления возможно зашифровывать трёхзначным числом? Атмосферное давление (приведённое к уровню моря) изменяется в пределах 940 гПа – 1050 гПа.
1.2. Обозначьте в квадратных полях центры высокого (В) и низкого (Н) давления соответствующими буквами (см. ответ на карте).
1.3. В прямоугольных полях подпишите значения изобар. Величина сечения изолиний равна 5 гПа (см. ответ на карте).
2. 2.1.
Рисунок 5. Вертикальные профильные разрезы атмосферных фронтов
2.2. Укажите, какими погодными явлениями в это время года сопровождается прохождение:
- теплого фронта: меняется и уплотняется облачность – слоистые облака сменяются высокослоистыми, выпадают длительные осадки – снег или снежная крупа (в зоне положительных температур дождь, дождь со снегом или мокрый снег), усиливается ветер.
- холодного фронта: быстро меняется облачность – облака уплотняются формируется вал из кучевых облаков вертикального формирования и слоистых облаков, выпадают осадки – кратковременные и обильные – снег, снег с дождём или дождь, сильное усиление ветра (зачастую ветер шквалистый), в южной части умеренных широт могут быть грозы.
2.3. Определите по карте, где скорость ветра выше: над акваторией Северного Ледовитого океана или над Атлантикой в умеренных широтах? Скорость ветра выше над Атлантикой.
По какому признаку можно сделать такой вывод?
- по оперению знаков ветра;
- по близости изобар друг к другу, что свидетельствует о высоком градиенте давления, а следовательно, о сильном ветре
2.4. Чем можно объяснить различие температур между метеостанциями Канин Нос и Сыктывкар?
- Континентальность нарастает при удалении от побережья
- Влияние устойчивых зон влияния давления / влияние Азиатского максимума: / холодного Азиатского антициклона
- Отепляющее влияние тёплого течения / Гольфстрима, заходящего в Баренцево море
3. 3.1. Укажите направление ветра: северо-западный.
3.2. С какой скоростью он дует? 20-23 м/сек.
3.3 Этот ветер имеет определённое название. Какое? Мистраль.
4. 4.1. Какими условными знаками отмечены следующие погодные явления?
Гроза | |
Туман | |
Метель |
5. 5.1. Как называется карта? Синоптическая / Метеорологическая.
5.2. В какой проекции по поверхности проектирования она создана? Азимутальная.
Богачев Д.В., Корнилов Д.А, Соколова Д.В.
Вы автор задания? Напишите нам.
Мы заботимся об авторских правах разработчиков заданий и работаем над восстановлением авторства заданий прошлых лет. Подробнее: Политика сайта
- ВКонтакте
Нашли ошибку? Нажмите Ctrl+Enter или напишите нам